Улучшение страниц ошибок

Когда между программой-клиентом и веб-сервером возникают какие-либо проблемы, посетитель чаще всего видит сообщения об ошибках, которые настраиваются непосредственно на самом сервере. Этими ошибками можно эффективно управлять, чтобы добиться привлекательности сайта даже в те моменты, когда имеются какие-либо проблемы.

Например, часто административные разделы закрываются от посетителей в целях безопасности сайта, а посетитель, при попытке зайти в один из таких разделов, видит сообщение об ошибке. Эту страницу с ошибкой, включая её текст и внешний вид страницы, можно настроить. Однако, наибольшее внимание уделяют странице с ошибкой 404, которую видят посетители, перешедшие по адресу несуществующей на сайте страницы.

Почему же так важно уделять внимание страницам ошибок? Ведь ошибка на то и является ошибкой, чтобы быть чем-то независимым... Разберёмся с этим вопросом детальнее и выясним, какая информация важна для посетителя на странице ошибки.

Прежде всего, когда неопытный посетитель попадает на страницу ошибки, он находится в растерянности, не знает куда он попал и что сделал неверно. В этом случае ему будет полезна информация о возможных причинах возникновения данной ошибки, ссылки на рабочие разделы сайта или информация о том, как сообщить об ошибке администратору сайта, чтобы её поскорее исправили. Обойтись стандартными сообщениями об ошибках нельзя, ведь они не сообщают ни причин возникновения ошибки, ни ссылок на другие разделы сайта, ни информации, которая бы помогла связаться с администратором сайта.

Представьте себя в роли посетителя своего сайта, когда вы видите страницу с ошибкой 404, чтобы создать наиболее удобную с точки зрения посетителя страничку. Например, при разработке страницы стоит учесть, что посетитель не всегда может видеть данную страницу лишь после совершения нескольких переходов по внутренним ссылками - гораздо чаще ошибка встречается при переходе с поисковой системы на страницу, которая уже удалена, но не переиндексирована роботом.

Подумайте, какую информацию на этой странице необходимо видеть посетителю и какой информацией он бы воспользовался: ссылка на главную страницу, рекламные материалы, случайные изображения, категории какого-либо из разделов или любая другая информация. Можно, например, обойтись ссылкой на главную страницу сайта, ссылкой на новости сайта (если раздел новостей на сайте присутствует) и ссылкой на архив материалов, чтобы посетитель смог найти материалы схожей тематики или искомую страницу, у которой, допустим, изменился адрес. Если на сайте имеется форма поиска, несомненно посетителю она будет необходима и на странице с ошибкой, чтобы найти интересующий его материал и не покидать сайт.

Важно сделать страницу ошибки такой, которая бы не отличалась внешним видом от других страниц сайта. Это сыграет важную роль, когда сайт будут посещать неопытные интернет-пользователи, ведь для таких пользователей каждая новая страница в сети - нечто неизведанное, непонятное и отпугивающее, что в результате может стать причиной ухода с сайта. Если же посетитель путешествовал по сайту и попал на страницу с ошибкой, которая ничем не отличается от рабочих страниц сайта и содержит информацию о причинах, по которым посетитель её увидел, это повлияет на его эмоциональное спокойствие: не секрет, что новые интернет-пользователи стремятся закрыть незнакомую страницу, полагая, что она может навредить компьютеру. Для более опытных пользователей страница, встроенная в дизайн сайта, может быть ещё одним плюсом остаться на сайте.

При создании страницы с 404 ошибкой, обычно, не возникает никаких проблем, но с ошибкой 403 они возникнуть могут. Дело в том, что страница показывается лишь в тех случаях, когда администратор сайта запретил посетителю доступ к определённой категории сайта или к сайту целиком. Если посетитель лишён доступа к сайту целиком, то у него не будет возможности загрузить изображения и другие элементы страниц сайта и как следствие страница ошибки, если администратор попытался встроить её в дизайн сайта, будет отображаться как текст на белом фоне. В этом случае нет смысла создавать для сервера лишнюю порцию запросов и стоит обойтись простыми HTML-тегами.

Что касается простоты страниц ошибок: не стоит публиковать на ней информации, которая не будет полезна посетителю. Скажем так, если на всех обычных страницах сайта имеются ссылки на множество (более 7) разделов или категорий, то нет необходимости отображать все из них на странице с ошибкой - достаточно встроить форму поиска. Используя поиск, посетитель может найти любой материал, какой только пожелает, при условии, что он есть на сайте, поэтому категории здесь будут лишней информацией.

На блогах часто публикуется и удаляется информация, а вследствие второго действия посетители видят страницу с ошибкой 404. При разработке данной страницы для блога можно поместить на неё модуль "Последние материалы", "Самые комментируемые статьи" или "Последние комментарии": большинство посетителей, получивших сообщение об ошибке 404, заинтересуются этой информацией.

Как и любое другое изменение на сайте, создание страниц ошибок требует внимания, немного фантазии и стараний со стороны веб-мастера. Для создания наиболее привлекательных страниц можно использовать видеоролики или изображения, повествующие об ошибке, ведь они привлекают внимание посетителя. Внимание можно привлечь самыми обычными фразами наподобие "Попали на страницу ошибки? Возможно, страница была перемещена. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужную страницу.", что позволить не потерять драгоценных посетителей.