Утечка персональных данных в поисковые системы
Следственный комитет РФ, ФСБ и МВД расследуют обстоятельства утечки в поисковики персональных данных клиентов интернет-магазинов и различных сервисов сети, как сообщает газета «Коммерсантъ». Очевиден факт, что «достать» эти данные можно из поисковиков, а конкретнее, из «Яндекса», причем, с определенной целью. Сообщения о произошедшей утечке поступили накануне подписания Дмитрием Медведевым, президентом РФ, поправок, внесенных в закон «О персональных данных» 26 июля.
Газета «Коммерсантъ» сообщает, что если будет возбуждено дело по факту утечек, лица, виновные в появлении персональных данных клиентов, пользующихся услугами интернет-магазинов и сотовых операторов, будут привлечены к уголовной ответственности по статье 138 Уголовного кодекса России, а именно: «нарушение тайны переписки».
Информация о попадании в поисковую выдачу ресурса «Яндекс» не предназначенных для разглашения сведений стала поступать в конце июля. Изначально речь шла об SMS-сообщениях и номерах телефонов ограниченного количества пользователей сотового оператора «Мегафон». На днях, 25 июля стало известно, что на поисковые запросы в «Яндекс» выдаются личные данные пользователей целого множества интернет-магазинов. В СМИ появились тревожные сообщения об утечке данных клиентов с ресурсов, предлагающих онлайн-покупку авиа- и железнодорожных билетов, в частности, Railwayticket.Ru и TuTu.Ru. Пресс-служба TuTu.Ru сообщает, что утечка касается клиентов, которые бронировали авиабилеты: в открытом доступе оказалась информация о 70 покупателях.
«Яндекс» дал разъяснения, что в утечке данных виноваты создатели сайтов, некорректно заполнившие файл robots.txt, дающий сигнал поисковой системе о том, какая именно информация с интернет-страницы не подлежит индексации. Личные данные пользователей оказались в выдаче поисковых систем: «Яндексе», Google и Mail.Ru.
Возглавляющий Союз потребителей РФ Петр Шелищ заявил, что готовится иск, который будет предъявлен компаниям, допустившим утечку персональных данных клиентов.