Внедрение DRM-слоя в HTML5 для защиты от копирования

Компании Microsoft, Google и Netflix вынесли на рассмотрение новый веб-стандарт, позволяющий защитить контент от копирования в HTML5. Механизм под названием Encrypted Media Extensions позволяет внедрить DRM-слой (Digital Rights Management) в любой аудио/видео-контент, который встраивается в страницы посредством HTML5-тегов audio и video.

Данная разработка преследует цель создать не столько полноценную DRM-платформу, сколько набор необходимых компонентов веб-окружения, обеспечивающих работу типовой системы расшифровки контента, в основе которой лежит механизм получения одноразовых ключей от сервера лицензирования. Система Encrypted Media возьмет на себя функции фреймворка по отношению к любым подключаемым модулям, в которых и будет заложен конкретный механизм авторизации и дешифровки мультимедиа-контента контент-провайдерами. Главная задача проекта – стандартизация API данного расширения под типовой интерфейс HTMLMediaElement, в котором определен весь набор свойств и методов, имеющихся для audio и video-элементов в HTML5.

На сегодняшний день в рамках рассылки W3C HTML ведется активное обсуждение предложенной технологии, носящее в целом негативный характер. По мнению редактора спецификации WHATWG HTML из Google Яна Хиксона (Ian Hickson), проект Encrypted Media "неэтичен", а сама технология не отвечает техническим требованиям, установленным для стандартизации. Основной спор развернулся вокруг возможности технологии обеспечить уровень безопасности, удовлетворяющий контент-провайдеров.

Например, Mozilla интересовалась возможностью реализации технологии в браузере с открытым кодом. Крис Пирс (Chris Pearce), представляющий Mozilla, также справлялся о способах противостояния действиям мошенников, которые могут "пропатчить" программный защитный код, а по окончании пробного воспроизведения просто "скинуть" защищенный контент на диск, минуя систему защиты. Марк Уотсон (Mark Watson), представитель Netflix, заявил, что не видит способа обеспечения хорошей защиты в открытых браузерах, а потому защитный механизм планируется реализовывать на аппаратном уровне. Именно на этом оборудовании любой, в том числе открытый браузер должен будет проигрывать защищенный медиа-контент.

В продолжение дискуссии Марк Уотсон напомнил оппоненту из Mozilla о существовании множества механизмов, где защита реализована на аппаратном уровне или уровне прошивки. В частности, OpenSource-проекты прекрасно работают с некоторыми закрытыми компонентами, в частности, рядом проприетарных драйверов и аппаратной частью коммерческих и полностью закрытых аппаратных решений. Представитель Mozilla скептически отнесся к предложенному подходу, заявив, что он может подойти отдельным встраиваемым или мобильным решениям, чего нельзя сказать о десктоп-системах.

Роберт O'Каллахан (Robert O'Callahan), еще один представитель Mozilla, высказал опасение, что Google и Microsoft могут объединиться, и предупредил, что попытка продавить DRM в браузеры с их стороны может обернуться фрагментацией веб-стандартов. В такой ситуации крупные контент-провайдеры и разработчики браузеров начнут продвигать собственные технологии и договариваться каждый в отдельности, не согласовывая свои разработки с другими участниками рынка.

Необходимо признать, что ряд крупных контент-провайдеров, включая Netflix, испытывают определенные затруднения. С одной стороны, они стремятся освободиться от многочисленных сторонних плагинов с закрытым кодом, выполняющих одну конкретную функцию по доставке медиаконтента. В этом свете универсальный HTML5 представляется идеальным решением проблемы. С другой стороны, HTML5 не поддерживает DRM, что зачастую делает их бизнес невозможным из-за разного рода авторских и контрактных обязательств. Теперь же влиятельные Интернет-гиганты, возглавляемые Netflix, предлагают радикальное решение проблемы посредством внедрения в HTML5 минимального набора критически важных функций DRM.